/20.3.2009/
Косово: катастрофа мирового масштаба
Часто можно услышать, что геноцид сербов в Косово, Боснии и Хорватии является, конечно, катастрофо й, но региональной, локальной. Что он подобен резне хуту и тутси в Африке (чистому примеру локальной катастрофы). От этого один шаг до простого вывода: раз катастрофа локальна, региональна, то она нас не касается. В мире происходит много зла, таков уж этот мир, есть компетентные люди и организации, чтобы разбираться с катастрофами, зачем же нам соваться туда, где мы – посторонние?
Все верно – в резню хуту и тутси я и сам не посоветовал бы соваться. Но Косово – это другое, это крах вестфальской системы международного права, это, по сути, ликвидация всей системы международного права, а такое ликвидаторство напрямую касается всех и каждого… Вот как писал о вестфальской системе Валерий Зорькин, председатель Конституционного суда РФ: «…государственный суверенитет остается основой конституционного строя большинства государств. … положения, закрепленные вестфальскими мирными договорами, остаются незыблемыми…верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти на территории государства, независимость в международном общении, обеспечение целостности и неприкосновенности территории ».
Пункта 7 статьи 2 главы I Устава Организации Объединенных Наций провозглашает принцип невмешательства "во внутреннюю компетенцию любого государства". Сама ООН возникла и существует только благодаря воле суверенных государств, которые поставили цель не допускать впредь всемирных катастроф, подобных Второй мировой войне.
ООН является наследницей многовековой Вестфальской политической системы международного права, в рамках которой сформировались и начали активно действовать первые межправительственные и международные неправительственные организации. Косовский прецедент – это самая серьезная и самая вероятная угроза существованию Вестфальской системы, а значит, и самих основ конституционного устройства суверенных государств.
Новейшая история показывает: распад государства практически всегда сопряжен с актами массового насилия, ущемления прав граждан или даже геноцида. Что же способно предотвратить развал любых суверенных государств, реально защитить любой государственный суверенитет от сепаратизма и нарушений территориальной целостности? Ведущую роль здесь играют нормы международного права, сформулированные в процессе взаимодействия международного и внутригосударственного права в течении нескольких веков европейской цивилизации. Сторонами или субъектами международных договоров выступают только субъекты международного права, являющиеся носителями международных прав и обязанностей.
Все эти нормы и правила разом, то есть само международное право растоптаны Косовским прецедентом! Не просто албанцы уничтожили сербов при поддержке НАТО; грубая, животная сила уничтожила международное право, и теперь все и каждый – независимо от национальности и места жительства – под чудовищной угрозой…
Ликвидация государства Югославия является грубой ревизией итогов 1-ой мировой войны, по итогам которой сформировался Версальский мир. Югославия – важный элемент версальской системы, определившей во всемирно-юридическом смысле агрессоров, жертв и итоги 1-ой мировой войны. Отвергая существование Югославии, мы одновременно отвергаем, например, принадлежность Страсбурга Франции, независимость Венгрии от Вены и др., иначе говоря, ревизией Версальского Мира мы сталкиваем мир в неслыханный хаос. Условия версальской системы были выработаны на Парижской мирной конференции 1919-20 гг. Австро-Венгерская империя – очевидный и безусловный агрессор, разделялась (в качестве международного возмездия за агрессию) на Австрию, Венгрию и Чехословакию. Словения, Хорватия и Босния образовали Королевство сербов, хорватов и словенцев. Именно его позже назвали Югославией. Сербы были признаны жертвой наглой и ничем не спровоцированной агрессии, жертвами геноцида (первый геноцид сербского народа - корфинский исход). В то же время и хорваты, и бошняки, и словенцы, как граждане страны-агрессора несли по итогам мировой войны ответственность за агрессию и осуществление геноцида, были осуждены версальской системой – именно на этом основании и оказались подчиненными сербской короне.
Далее: ликвидация государства Югославия является так же ещё более грубой ревизией итогов 2-ой мировой войны, иначе говоря, является реабилитацией геополитических инициатив гитлеризма и нацизма. В частности, реабилитацией хорватского гитлеризма, осуществившего второй геноцид сербского народа, в результате чего хорваты дважды замарали себя геноцидом. Важно отметить, что сербы не организовали ответного геноцида ни в период 1918-41 гг., ни в период 1945-90 гг., хотя чисто технически имели для этого все возможности. Поэтому ситуацию, когда при появлении благоприятных условий хорваты и албанцы организуют геноцид сербов, а сербы никогда не организуют никакого геноцида следует считать устойчивой тенденцией.
Ялтинская (Крымская) конференция руководителей антифашистской коалиции и Потсдамские соглашения (завершившиеся подписанием общего акта от 1 августа 1945 г.) единодушно определили решения, касающиеся общей политики как в отношении фашистской Германии и её союзников так и в отношении жертв агрессии. Югославии было посвящено особое соглашение - наряду с решением об учреждении Организации Объединенных Наций. Решения Ялты и Потсдама определили политический облик мира на многие десятилетия. Великие державы, несмотря на различный социальный строй, имеющиеся разногласия, смогли успешно сотрудничать между собой, принимать согласованные решения в интересах мирного будущего всего человечества. Общепризнанно, что решения Ялты и Потсдама отражали жизненные интересы всех больших и малых народов мира.
Прекращение существования Югославии, как субъекта международного права, бывшего участником около 16 тысяч международных договоров, в том числе по вопросам государственной территории и государственных границ, осуществлено с грубым нарушением принципов международного права, в которых сложились механизмы защиты законных прав и интересов государств.
Это, прежде всего, Устав Организации Объединённых Наций от 26 июля 1945 г., Венская Конвенция о праве международных договоров 23 мая 1969 г., Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и содружества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г.
Далее, это заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г., установивший принцип нерушимости границ в Европе, Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 22 августа 1978 г., Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств от 9 декабря 1981 г. и Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов (1983 г.)
Факты свидетельствуют о том, что развалу Югославии способствовало вмешательство США и их союзников во внутренние дела страны. В ней активно действовала « пятая колонна» под маской «демократов».
Ликвидация Югославии не может быть оправдана ссылками на принцип самоопределения народов и наций. Этот принцип является основным при решении проблем колониальных и зависимых народов, о которых говорится в гл. Ц-13 Устава ООН. В Декларации о принципах международного права от 24 октября 1970 г. указывается, что «территория колонии или другая несамоуправляющаяся территория имеет согласно Уставу Организации Объединенных Наций статус отдельный и отличный от статуса территории государства, управляющего ею; такой отдельный и отличный, согласно Уставу статус будет существовать до тех пор, пока народ данной колонии или несамоуправляющейся территории не осуществит своё право на самоопределении в соответствии с Уставом.
Декларации о суверенитете (независимости) бывших республик СФРЮ, приведшие к нарушению территориальной целостности Югославии, находятся в грубом противоречии с принципами международного права как акты самопровозглашения.
Неприкосновенность и целостность государственной территории является одним из основных принципов международного права. Принцип нерушимости государственных границ составляет одну из важнейших основ безопасности европейских народов и сформулирован в Заключительном акте совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Вот как это звучит официально: «Государства-участники считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путём и по договорённости... Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как границы всех государств в Европе... они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства - участника».
Самопровозглашение субъектами СФРЮ - республиками независимости является актами захвата и узурпации территории субъекта международного права.
Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении, не зарегистрированных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, не может ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов Организации Объединенных Наций (ст. 102 Устава ООН). Возникшие на территории Югославии государства не имеют легитимной основы своего существования, так как их появление противоречит нормам международного права.