- дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок;
- обобщить повторить знания по теме «Русские народные сказки»;
- развивать умение анализировать произведение фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами;
- воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.
Презентация, проектор, экран, тексты сказок, отдельные статьи Конвенции прав ребёнка, схемы «Классификация сказок», «Законы общества», таблица «Права ребёнка», стихотворения о сказке, иллюстрации к сказкам, сборники пословиц и поговорок, музыка «В гостях у сказки», анимированные картинки, фрагмент из мультфильма «Гуси-лебеди»,
Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы будем говорить о Конвенции прав ребёнка, как в русских народных сказках можно проследить нарушение прав. И тема нашего урока звучит так: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок» Запишите дату, тему урока в тетради.
Учитель литературы: Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца.
Инсценировка и анализ сказки «Морозко» (Слайд №10)
1. Какая это сказка? Докажите свою точку зрения.
2. Перечислите героев сказки. Разделите их на две группы. Поясните свой выбор.
3. Найдите зачин сказки. Что он нам помогает узнать?
4. Какова концовка сказки? В чём её особенность?
5. Найдите повторы, обращения. Что они в себе несут?
6. Найдите устаревшие и разговорные слова. Какую роль они играют в сказке?
7. Чему учит нас эта сказка?